РППС группы

18/05/2024

Развивающая предметно-пространственная среда в группе детского сада является одним из важных аспектов воспитания и обучения детей. Она способствует развитию способностей детей к восприятию, анализу и преображению окружающего мира.

В предметно-пространственной среде должны быть разнообразные материалы и игрушки, которые позволят детям развивать свою фантазию, творческие способности и умения. Например, кубики, конструкторы, пазлы, игры с элементами конструирования и моделирования. Также важно обеспечить детей различными предметами, с которыми они смогут экспериментировать и исследовать. Например, различные материалы для лепки, рисования и создания коллажей, наборы для экспериментов с водой, песком и другими природными материалами.

Помимо этого, в группе детского сада можно создать различные зоны, которые будут специализироваться на разных предметно-пространственных активностях. Например, зона конструирования, зона лепки и рисования, зона сюжетно-ролевой игры, театр, уголок экспериментирования и экологии, уголок космоса, литературы и многое дрегое. В каждой зоне должны быть соответствующие материалы и инструменты, чтобы дети могли свободно выбирать и заниматься интересующей их деятельностью.

Важно также учитывать возрастные особенности детей и предоставлять им материалы и игрушки, соответствующие их развивающим потребностям и интересам.

Кроме того, педагоги должны быть готовы к активному включению в процесс игры и творчества, обеспечивать поддержку и помощь детям при необходимости. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в группе детского сада играет важную роль в развитии детей, и ее организация должна быть основана на принципах индивидуальности, свободного выбора и активной деятельности детей.

Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Для обеспечения соблюдения ФГОС ДО РППС предусмотрены следующие меры:

  • повышение уровня физического и психического благополучия детей с акцентом на сохранение и укрепление их эмоционального здоровья;
  • организация максимальной эффективности использования образовательных ресурсов пространства ДОУ, включая группы и прилегающую территорию, адаптированные под требования Программы ФГОС;
  • создание гибкой системы образовательных возможностей, привлекающей детей к свободному выбору материалов, видов деятельности и участников общих проектов;
  • активное содействие родителей (или законных представителей) в образовательном процессе и поощрение их вовлеченности в жизнь ДОУ.

Важно учитывать возможности и интересы каждого ребенка при организации образовательной работы, где взрослые активно взаимодействуют с детьми. Равные условия для всех детей, независимо от социального статуса и здоровья, способствуют эффективной реализации различных образовательных программ в дошкольных учреждениях.

Строить образовательный процесс в соответствии с ФГОС РППС означает интегрировать образовательные области, учитывая возрастные особенности и способности воспитанников. Разнообразие детской активности требует обеспечения РППС материалами и оборудованием для игровой, познавательной и творческой деятельности. Для этого важно, чтобы РППС была:

  • содержательно-насыщенной,
  • полифункциональной и
  • трансформируемой.

Это подразумевает возможность использования различных элементов РППС, таких как мебель, маты, модули, ширмы, в различных сценариях обучения. Адаптация РППС к различным образовательным ситуациям и изменяющимся интересам детей также является важным аспектом.

Для детей важно иметь возможность выбирать из различных пространств, менять игровой материал, использовать разнообразные игрушки и материалы для творчества, а также познавать новые предметы.

Воспитанники должны иметь свободный доступ к играм, игрушкам, материалам и пособиям, которые способствуют развитию всех видов детской активности.

Важно, чтобы все элементы игрового пространства соответствовали требованиям безопасности, включая соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил пожарной безопасности.

Главное в конструировании предметно-пространственной среды группы (РППС группы):

  • активность и творчество как основные качества;
  • смена динамики и стабильности для разнообразия;
  • гибкое зонирование и комплексирование как важные элементы;
  • эстетическая организация среды с учетом нестандартных элементов;
  • баланс между открытостью и закрытостью для гармонии с природой и культурой;
  • уважение гендерных различий и возможность для каждого проявить себя в соответствии с нормами общества.

Каждый ребенок и взрослый стремится к индивидуальной комфортности и эмоциональному благополучию в окружающей среде, где эмоции играют важную роль.

 

Примерный перечень зон для организации РППС

Для сюжетно-ролевых игр  и театр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий, уголки парикмахера, магазин, мастерская и другие);

 

Для познавательной активности  (развитие речи, математика, ПДД);

 

Для самостоятельной деятельности детей (конструирование, художественно-продуктивная деятельность, книги и литература, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

 

Для двигательной активности
(спортивные игры, соревнования, массаж и пр.);

 

Для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

 

Для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (опыты, экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

 

Для отдыха (уголок уединения и релаксации, общение и пр.).

 

 

Примерная тематика центров развития:

1. Центр развития речи: занятия на развитие словарного запаса, улучшение артикуляции, развитие навыков чтения и письма.

2. Центр развития творческого мышления: занятия по рисованию, лепке, музыке, танцам, драматической игре.

3. Центр развития мелкой моторики: занятия, направленные на улучшение координации движений рук, развитие мелкой моторики пальцев.

4. Центр развития математических навыков: занятия по счету, геометрии, логике, решению задач.

5. Центр развития социальных навыков: занятия по развитию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе, решению конфликтов.

6. Центр развития физических навыков: занятия по физической культуре, спортивным играм, упражнениям на развитие гибкости, силы и выносливости.

7. Центр развития познавательных навыков: занятия по изучению природы, мира животных, истории, географии.

8. Центр развития технологических навыков: занятия по работе с компьютером, робототехнике, программированию.

9. Центр развития эмоционального интеллекта: занятия по развитию эмоциональной грамотности, саморегуляции, умению устанавливать эмоциональные связи.

10. Центр развития музыкальности: занятия по развитию слуха, музыкального вкуса, игре на музыкальных инструментах.

 

Социально-коммуникативное развитие
  • Центр сюжетно-ролевой игры "Наш город"
  • Центр дидактической игры "Развивайка"
  • Центр ПДД «Светофор»
  • Центр ОБЖ "Мастерская разных дел"
  • Центр труда (уголок дежурств) "Все в порядке"

Познавательное развитие

  • Центр познания «Мы познаем мир»
  • Мини-музей или уголок краеведения
  • Патриотический уголок «Россия - родина моя»
  • Центр математического развития «Раз, два, три»
  • Центр экспериментирования "Наука для малышей"
  • Центр конструирования "Юный техник"

Речевое развитие

  • Центр речевого развития "Мои слова и звуки"
  • Центр художественной литературы "Читаю сам"

Художественно-эстетическое развитие

  • Центр изодеятельности «Капельки»
  • Центр ручного труда или уголок творчества «Умелые ручки»)
  • Центр музыкального творчества "Веселые нотки"
  • Центр театрализованной игры «Маленькая сцена

Физическое развитие

  • Центр физического развития "Только вперед!"
  • Центр сохранения здоровья «Будь здоров!»

 

Требования к организации РППС в группе детского сада

Мы должны обязательно учитывать следующие требования при организации центров развития:

  • Важно, чтобы центры были разделены между собой. В них должна быть различная мебель, столы, мольберты и т.д. Однако важно оставить 1/3 пространства для свободной игры и деятельности большого количества детей.
  • Мы должны расставить мебель и оборудование таким образом, чтобы дети могли свободно и безопасно передвигаться.
  • Важно разделить "тихие" и "шумные" центры, чтобы дети не мешали друг другу.
  • Все центры должны содержать материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность детей.
  • Важно обеспечить наличие достаточного количества материалов для стимулирования самостоятельной деятельности у детей. Центры предназначены для проведения как самостоятельных, так и совместных занятий детей и взрослых, а также для организации ОД.
  • Обеспечьте достаточное количество мест для чтения, прослушивания музыки и отдыха. В помещении должно быть достаточно столов и стульев для размещения всех детей одновременно.
  • В группе, где организована РППС, воспитатель способен одновременно следить за событиями, происходящими в большинстве центров.
  • Детские рисунки, поделки и все материалы расположены на уровне глаз маленького человека. Каждому ребенку выделено индивидуальное место, где он может сохранить свои вещи и предметы.

Предлагаем к просмотру небольшой фото-репортаж с выставки дошкольного образования. Все предметы созданы для организации РППС в группе.

 

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв