Развивающая предметно-пространственная среда в группе детского сада является одним из важных аспектов воспитания и обучения детей. Она способствует развитию способностей детей к восприятию, анализу и преображению окружающего мира.
В предметно-пространственной среде должны быть разнообразные материалы и игрушки, которые позволят детям развивать свою фантазию, творческие способности и умения. Например, кубики, конструкторы, пазлы, игры с элементами конструирования и моделирования. Также важно обеспечить детей различными предметами, с которыми они смогут экспериментировать и исследовать. Например, различные материалы для лепки, рисования и создания коллажей, наборы для экспериментов с водой, песком и другими природными материалами.
Помимо этого, в группе детского сада можно создать различные зоны, которые будут специализироваться на разных предметно-пространственных активностях. Например, зона конструирования, зона лепки и рисования, зона сюжетно-ролевой игры, театр, уголок экспериментирования и экологии, уголок космоса, литературы и многое дрегое. В каждой зоне должны быть соответствующие материалы и инструменты, чтобы дети могли свободно выбирать и заниматься интересующей их деятельностью.
Важно также учитывать возрастные особенности детей и предоставлять им материалы и игрушки, соответствующие их развивающим потребностям и интересам.
Кроме того, педагоги должны быть готовы к активному включению в процесс игры и творчества, обеспечивать поддержку и помощь детям при необходимости. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в группе детского сада играет важную роль в развитии детей, и ее организация должна быть основана на принципах индивидуальности, свободного выбора и активной деятельности детей.
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Для обеспечения соблюдения ФГОС ДО РППС предусмотрены следующие меры:
Важно учитывать возможности и интересы каждого ребенка при организации образовательной работы, где взрослые активно взаимодействуют с детьми. Равные условия для всех детей, независимо от социального статуса и здоровья, способствуют эффективной реализации различных образовательных программ в дошкольных учреждениях.
Строить образовательный процесс в соответствии с ФГОС РППС означает интегрировать образовательные области, учитывая возрастные особенности и способности воспитанников. Разнообразие детской активности требует обеспечения РППС материалами и оборудованием для игровой, познавательной и творческой деятельности. Для этого важно, чтобы РППС была:
Это подразумевает возможность использования различных элементов РППС, таких как мебель, маты, модули, ширмы, в различных сценариях обучения. Адаптация РППС к различным образовательным ситуациям и изменяющимся интересам детей также является важным аспектом.
Для детей важно иметь возможность выбирать из различных пространств, менять игровой материал, использовать разнообразные игрушки и материалы для творчества, а также познавать новые предметы.
Воспитанники должны иметь свободный доступ к играм, игрушкам, материалам и пособиям, которые способствуют развитию всех видов детской активности.
Важно, чтобы все элементы игрового пространства соответствовали требованиям безопасности, включая соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил пожарной безопасности.
Главное в конструировании предметно-пространственной среды группы (РППС группы):
Каждый ребенок и взрослый стремится к индивидуальной комфортности и эмоциональному благополучию в окружающей среде, где эмоции играют важную роль.
Для сюжетно-ролевых игр и театр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий, уголки парикмахера, магазин, мастерская и другие);
|
Для познавательной активности (развитие речи, математика, ПДД);
|
Для самостоятельной деятельности детей (конструирование, художественно-продуктивная деятельность, книги и литература, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
|
Для двигательной активности
|
Для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
|
Для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (опыты, экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
|
Для отдыха (уголок уединения и релаксации, общение и пр.).
|
1. Центр развития речи: занятия на развитие словарного запаса, улучшение артикуляции, развитие навыков чтения и письма.
2. Центр развития творческого мышления: занятия по рисованию, лепке, музыке, танцам, драматической игре.
3. Центр развития мелкой моторики: занятия, направленные на улучшение координации движений рук, развитие мелкой моторики пальцев.
4. Центр развития математических навыков: занятия по счету, геометрии, логике, решению задач.
5. Центр развития социальных навыков: занятия по развитию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе, решению конфликтов.
6. Центр развития физических навыков: занятия по физической культуре, спортивным играм, упражнениям на развитие гибкости, силы и выносливости.
7. Центр развития познавательных навыков: занятия по изучению природы, мира животных, истории, географии.
8. Центр развития технологических навыков: занятия по работе с компьютером, робототехнике, программированию.
9. Центр развития эмоционального интеллекта: занятия по развитию эмоциональной грамотности, саморегуляции, умению устанавливать эмоциональные связи.
10. Центр развития музыкальности: занятия по развитию слуха, музыкального вкуса, игре на музыкальных инструментах.
Социально-коммуникативное развитие
|
Познавательное развитие
|
Речевое развитие
|
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
|
Мы должны обязательно учитывать следующие требования при организации центров развития:
Предлагаем к просмотру небольшой фото-репортаж с выставки дошкольного образования. Все предметы созданы для организации РППС в группе.
Сообщения не найдены
Написать отзыв